Мини-статейка от госпожи Громыко

О травле юных и талантливых…

Как известно, я уже давно и прочно заслужила репутацию "гнобителя
конкурентов". И головы их в три ряда висят у меня над камином, и уцелевшие по ночам
рассказывают на СИ друг другу обо мне страшные сказки, передавая их из
поколение в поколение. Все это я делаю, разумеется, исключительно из зависти, старческой нетерпимости и неспособности оценить новое, чудесное.

Я открою вам страшную тайну: на самом деле я делаю это ради забавы.
Потому что бесполезное, бессмысленное, но поднимающее настроение
занятие, которому предаешься в свободное время, иначе как забавой не
называется.

Объяснить молодому автору, что он пишет плохо, нереально. Вы можете
-дцать раз тыкать его в грамматику и орфографию ("на самом деле я их
знаю, просто очень торопилась, ну да ничего, корректор поправит!"),
стилистические ошибки ("это у меня такой стиль оригинальный!"),
неправильное использование слов ("ну да, тут я чуток накосячила, но
сюжет все перетянет!"), плохой сюжет ("ну да, меня немного занесло, но
язык все перетянет!"), но вы НИКОГДА НИЧЕГО ему не докажете. Только
убедите в том, что вы ОЧЕНЬ нехороший человек ("странно, а когда она
других ругала, я с ней согласна была! но меня-то за что?!")
А хор читателей согласно подпоет "да-да-да, ты самая
умная-гениальная-талантливая, а она исписавшаяся завистница, которую мне
скучно было читать".
Это было, есть и будет, и повторяется из раза в раз.

Однажды один известный писатель выгнал меня со своего мастер-класса (я
была не с текстом, а с пивом, и зашла просто посидеть). Он объяснял юным
и талантливым, где они ошиблись, а юные и талантливые бубнили между
собой в духе: "Он гонит, наши тексты гениальны, а за него вообще
литнегры пишут". Я стала безудержно хохотать, и была с позором изгнана.
Перед писателем было стыдно. Перед юными и талантливыми - нет.

Это - не наезд на конкретного молодого автора, это - специфика
профессии. Проблема в том, что литература - искусство с обманчиво расплывчатыми
рамками. Все пишут по-разному, и поймать то неуловимое, что объединяет
гениальные, но абсолютно разные книги, удается далеко не всем. Да, есть
правила языка. Есть приемы. Есть "правила приличия", вроде "два слова
подряд на одну букву - дурной тон", "когда два слова повторяются близко
друг от друга - некрасиво". Впрочем, мэтры их то и дело нарушают, и
получается хорошо. Потому что еще есть ЧУТЬЕ. Иногда оно ведет, а иногда подводит. И его надо тренировать. Тупо, как мышцу. Ты рисуешь картинку и она кажется тебе идеальной. Проходит неделя, ты рисуешь другую, и только тогда начинаешь замечать недочеты первой. И смутно вспоминать, что что-то такое тебе вроде как говорили...
Но пока у тебя нет второй - ты гений, а остальные - завистливые
конкуренты.

Некоторые авторы все-таки подозревают, что они не идеальны, и ездят на
мастер-классы, и, морщась, как от укушенного полной пастью лимона,
слушают замечания коллег.
Некоторые плачутся в ЖЖ.
Некоторые никуда не ездят и никого не слушают, а пишут как дышат -
иногда перегаром, иногда талантом.
Некоторые начинают кричать, что они гении, а их гнобят. И тогда - о
позор! - действительно начинает хотеться гнобить. Вот так налить в бокал
бейлиса, растянуться в кресле с улыбкой чеширского кота, и наслаждаться
бурной, исключительно предсказуемой реакцией. Под нее так здорово
пишутся сцены про человеческие взаимоотношения!

Я тоже была юной и талантливой. Я и сейчас юная и талантливая. Я все еще
не понимаю тех, кто сверху, и уже вижу недочеты тех, кто снизу.
Как только вы подниметесь вверх и перед вами откроется очередное
измерение мастерства, вы тоже непременно начнете "завидовать и гнобить".
Это закон природы.

Но если вы считаете что вы УЖЕ на вершине, вам туда не подняться
никогда.
ИМХО злой и завистливой чучельницы )))